Грамматическое
строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой
понимается неделимая и регулярно встречающаяся других словах единица
грамматической структуры слова, имеющая своё лексико-грамматическое значение.
Морфемы подразделяются на корневые и аффиксальные: первые составляют
лексическую базу слова, вторые (приставки, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и
окончания) – оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в
системе частей речи. Например, в словах [башк’ир], [башк’ир-ск’-ий],
[па-башк’ир-ск’и] (башкир, башкир-ск-ий,
по-башкир-ски) выделяется корневая морфема ‘башкир’, образующая лексическую базу данных слов, и различные
аффиксальные морфемы (-ск-, -ий, по-,
-ски), оформляющие каждое из этих слов как определённую часть речи в
системе её форм.
Морфемы подразделяются также на словообразовательные (корни, приставки,
суффиксы, интерфиксы, постфиксы) и формообразующие (окончания).
Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания
меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные
морфемы составляют основу слова (основа слова – всё слово без окончания).
Корень
слова – это центральная морфема,
несущая его основное лексическое значение, общая часть основ родственных слов. Приставка – часть слова, находящаяся
перед корнем и служащая для образования новых слов, а суффикс – словообразующая часть слова, находящаяся за корнем слова.
Интерфикс соединяет две основы при
образовании сложного слова (соединительные гласные о, е), постфиксы, при образовании новых слов
занимают позицию после окончания (глагольный постфикс -ся (-сь), постфиксы,
придающие словам неопределенность: -то, -либо, -нибудь, здесь же
следует выделить префикс кое- с тем же значением).
Остаётся добавить, что набор морфем в
различных словах может быть различным, но почти все слова обязательно содержат
корень (‘обуть’ и т.п. слова, не
имеющие корня – в данном случае: приставка об-
и окончание -уть – являются
исключением), окончание (хотя бы нулевое) присуще всем изменяемым словам.
Основные типы
словообразования в русском языке
1. Морфологический тип
образования новых слов
1.1. Суффиксальный
способ образования новых слов: рыб-а – рыб-ак, смел-ый – смел-ость
и т.д.
1.2. Приставочный:
писать – на-(под-, с-, в-, пере- …)писать
1.3. Приставочно-суффиксальный:
стол – на-столь-н-ый
1.4. Бесуффиксное
(безаффиксное) словообразование (чередование конечных согласных основы,
часто сопровождаемое «обнулением» окончания в начальной форме): бежать
– бег, кричать
– крик,
сухой
– сушь,
зелёный
– зелень.
2. Лексико-морфологический тип
образования новых слов подразумевает переход слов из одной части речи в другую:
мороженое, столовая, приёмная – имена
существительные, которые некогда были именами прилагательными.
3. Морфолого-синтаксический тип
характеризуется сложением основ (или корней) словосочетаний с помощью
соединительных гласных о, е или без них: самолет,
трехсотлетний и т.п. Кроме того, в эту же группу можно отнести случаи
сложносокращения: Башгосуниверситет,
колхоз и т.д.
Помимо указанных выше
основных способов образования новых слов
выделяют следующие способы, обозначаемые в школьной программе и в
заданиях ЕГЭ обычно как суффиксальный способ:
·
Постфиксальный способ: кто
→ кто-то; спеть → спеться;
·
Суффиксально-постфиксальный способ: резвый
→ резвиться.
Кроме того, иногда выделяют сложно-суффиксальный способ образования
новых слов, при котором для образования новых слов не только соединяются корни
или основы слов при помощи соединительных гласных или без них, но и добавляется
суффикс: скоро + вар(ить) + к →
скороварк(а); сорока + лет + и → сорокалети(е).
Как видим, иногда в качестве
соединительных гласных могут выступать не традиционные «о» и «е», а
грамматические окончания форм присоединяемых слов: сорокалетие, а не
сороколетие;
тридцатикилометровый, а
не тридцатекилометровый и т.д., то есть при образовании новых слов
первыми примыкают не основы или корни слов, а их грамматические формы.
Помните: не все слова, имеющие одновременно
приставки и суффиксы образованы приставочно-суффиксальным способом! Чтобы
понять, каким способом (приставочно-суффиксальным, приставочным или
суффиксальным) образованы слова, в которых есть и приставки, и суффиксы,
необходимо посмотреть, существуют ли полноценные слова без данной приставки, но
с данным суффиксом или без данного суффикса, но с данной приставкой. Если
существуют полноценные слова без этой приставки, значит новое слово образовано
приставочным способом: переписать – пере-
= писать, слово ‘писать’
существует, значит, перед нами приставочный способ образования слова. Но ведь
существует и слово ‘перепись’… Может
тогда можно говорить и о суффиксальном способе? В таких случаях мы обращаемся к
значению самого слова, думаем над тем, что оно означает (предмет, его признак, действие
и т.п.). В нашем примере корень обозначает действие, следовательно, глагольная
форма первична, а форма имени существительного – вторична. Это слово ‘перепись’ образовалось от слова ‘переписать’ бессуффиксным (безаффиксным)
способом, а не наоборот.
Если же в анализируемом
слове, имеющем и приставку, и суффикс, можно «отбросить» суффикс, и при этом получается
полноценное слово, то слово образовано суффиксальным способом: переписывание – ниj = переписыва(ть), слово ‘переписывать’ существует, а это означает, что мы столкнулись с
суффиксальным способом образования слова (при этом не существует слова ‘писывание’).
Мы имеем дело с приставочно-суффиксальным
способом, когда получаем нелепые слова при отбрасывании одной из морфем (приставки
или суффикса), когда новое слово образовано путём одновременного их добавления:
подоконник – нет слова без приставки
‘оконник’ и нет слова без суффикса ‘подокон’.
В контрольных
измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку лишь одно задание посвящено
словообразованию – задание В8, при этом для успешного выполнения данного
задания выпускникам необходимо знать основные (морфологические) типы
образования новых слов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный
и бессуффиксный (безаффаксный).
Комментариев нет:
Отправить комментарий